Психическое насилие
Психическое насилие (памятка для педагогов)
Психическое насилие (эмоционально травмирующее обращение) – это постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей (законных представителей), педагогических работников и иных лиц, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.
Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.
Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.
К косвенным признакам психического насилия над ребенком относятся:
- задержка физического и умственного развития;
- нервный тик;
- энурез;
- печальный вид;
- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).
К особенностям поведения ребенка при психическом насилии над ним относятся:
- беспокойство или тревожность;
- нарушение сна;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- склонность к уединению;
- агрессивность;
- чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
- угрозы или попытки самоубийства;
- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
- плохая успеваемость;
- низкая самооценка;
- нарушение аппетита. Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:
- нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;
- оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
- постоянное сверхкритичное отношение к нему;
- негативная характеристика ребенка;
- отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;
- перекладывание на него ответственности за неудачи взрослых;
- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
Наиболее высок риск психического насилия над ребёнком у молодых матерей, не имеющих навыков по уходу за ребёнком, которые в собственной семье воспитывались в условиях недостатка любви и внимания. Тяжёлым разочарованием для них становится понимание того, что любовь и привязанность ребёнка необходимо зарабатывать кропотливым повседневным трудом. Также велик риск психического насилия со стороны некоторых лиц, заменяющих родителей. Во-первых, это родственники, как правило, пожилые, которые становятся опекунами после смерти родителей или лишения их родительских прав. Они соглашаются на установление опеки из жалости к детям, не предвидя в полном объёме всех трудностей, с которыми им предстоит столкнуться. Во-вторых, это лица, усыновляющие или берущие под опеку детей из интернатных учреждений.
Наиболее часто встречающимися последствиями психического насилия над детьми являются:
- отставание в психическом развитии, снижение интеллекта;
- агрессивность;
- импульсивность, недостаточная способность к контролю над собственным поведением;
- низкая самооценка и повышенная тревожность;
- неумение устанавливать доверительные, эмоционально тёплые отношения;
- трудности в общении со сверстниками
Каждый ребенок хочет быть любимым и нужным!