РУС БЕЛ ENG

Психическое насилие

Психическое насилие (памятка для педагогов)

 

 Психическое насилие (эмоционально травмирующее обращение) – это постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей (законных представителей), педагогических работников и иных лиц, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

К косвенным признакам психического насилия над ребенком относятся:

  • задержка физического и умственного развития;
  • нервный тик;
  • энурез;
  • печальный вид;
  • различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

К особенностям поведения ребенка при психическом насилии над ним относятся:

  • беспокойство или тревожность;
  • нарушение сна;
  • длительно сохраняющееся подавленное состояние;
  • склонность к уединению;
  • агрессивность;
  • чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
  • угрозы или попытки самоубийства;
  • неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
  • плохая успеваемость;
  • низкая самооценка;
  • нарушение аппетита. Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:
  • нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;
  • оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
  • постоянное сверхкритичное отношение к нему;
  • негативная характеристика ребенка;
  • отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;
    • перекладывание на него ответственности за неудачи взрослых;
    • открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

     

    Наиболее высок риск психического насилия над ребёнком у молодых матерей, не имеющих навыков по уходу за ребёнком, которые в собственной семье воспитывались в условиях недостатка любви и внимания. Тяжёлым разочарованием для них становится понимание того, что любовь и привязанность ребёнка необходимо зарабатывать кропотливым повседневным трудом. Также велик риск психического насилия со стороны некоторых лиц, заменяющих родителей. Во-первых,  это родственники, как правило, пожилые, которые становятся опекунами после смерти родителей или лишения их родительских прав. Они соглашаются на установление опеки из жалости к детям, не предвидя в полном объёме всех трудностей, с которыми им предстоит столкнуться. Во-вторых, это лица, усыновляющие или берущие под опеку детей из интернатных учреждений.

    Наиболее часто встречающимися последствиями психического насилия над детьми являются:

    - отставание в психическом развитии, снижение интеллекта;

    - агрессивность;

    - импульсивность, недостаточная способность к контролю над собственным поведением;

    - низкая самооценка и  повышенная тревожность;

    - неумение устанавливать доверительные, эмоционально тёплые отношения;

    - трудности в общении со сверстниками

     

    Каждый ребенок хочет быть любимым и нужным!