РУС БЕЛ ENG

Памятка учителю по работе с трудными подростками

РЕКОМЕНДАЦИИ

классному руководителю по работе с «трудными» подростками

 

  1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обя­занности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разре­шены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюде­нии принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, ког­да другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, что­бы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
  2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу лю­бой ценой — мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гаранти­рованы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
  3. Действовать только тактическим маневром и никогда — пря­мой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только по­том, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины не­правильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждении, и таким путем развивать и направлять его мыслитель­ный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
  4. Быть самокритичными, принципиальными, стараться на­столько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
  5. Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолю­бие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпи­тывают нежелательное поведение.
  6. Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затрудни­тельное положение. Не прибегать к физическому наказанию.
  7. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
  8. Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
  9. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их лич­ности и приемлемые для них черты нашей личности.
  10. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.

ПАМЯТКА

 классному руководителю по работе с «трудными» учащимися

  1. Посещение "трудных" учащихся на дому.
  2. Составить психолого-педагогическую характеристику на "труд­ного" учащегося и класс.
  3. Принимать меры по предупреждению и преодолению запу­щенности в учебе "трудных" учащихся.
  4. Иметь связь с тренерами, с руководителями кружков, с учите­лями-предметниками, семьями "трудных" учащихся.
  5. Контролировать занятость "трудных" учащихся в общественной работе класса и школы, связь их с библиотекой.

ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИ:

  1. Изучают подростка все учителя, а видят его лишь немногие. Изучать надо целенаправленно и осознанно.
  2. Первое знакомство с подростком — это разговор о его интере­сах и о тех областях его жизни, где он лучше всего осведомлен.
  3. В беседе с воспитателем или учителем подросток должен по­чувствовать искреннее, заинтересованное отношение к нему.
  4. Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает.
  5. Комплексный характер причин трудновоспитуемое™ должен выявить взаимодействие социальных, биологических и психичес­ких факторов.
  6. Один метод сам по себе не метод. Только содружество мето­дов, растянутых во времени, дает объективную картину диагности­ки трудновоспитуемого подростка.

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКА ТРЕБУЕТ СОБЛЮДЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ПРАВИЛ:

педагогический оптимизм воспитания, вера в своего воспи­танника

— начинайте перевоспитание с социально-значимой деятельно­сти, в которой подросток может и хочет самоутвердиться

— наличие сплоченного жизнерадостного коллектива класса

— единство педагогических влияний школы, семьи и общества

— авторитет воспитателя в глазах подростка

— высокая педагогическая культура воспитания

— воспитатель должен быть современным человеком с ярко вы­раженной индивидуальностью

 

ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИ:

 

  1. Беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона.
  2. При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.
  3. В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
  4. Лучшим словом, располагающим подростка к общению, явля­ется его имя.
  5. Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
  6. В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
  7. Старайтесь инициативу общения держать в своих руках.
  8. Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
  9. Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.